E-faberlic.ru

Праздничное настроение
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детские игры наших бабушек и дедушек

«Во что играли наши бабушки и дедушки»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 000»

Инструктор по физкультуре

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Особое значение в дошкольных учреждениях придается игре, так игра является основным видом деятельности ребенка. Ее влияние на развитие личности трудно переоценить.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых – философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либше, Георг Клаус, , и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре.

Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а так же указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и обучением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования, Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (, , , и т. д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (, , и т. д.). Третьи раскрывают значения игры в художественном воспитании детей (, , ).

В период дошкольного детства, игра, вступает в пору своего расцвета. Появляются более сложные игры как по содержанию и средствам отображения реальной жизни, так и по организации. Вместе с тем существуют игры, проверенные годами. Обратимся к бабушкам, дедушкам, родителям воспитанников и узнаем: «А во что они играли?» и «Как нам это пригодится. »

Краткая аннотация.

Цель нашей работы обратить внимание взрослых на то, в какие игры предпочитают играть дети, и как игры влияют на развитие детей.

В данной работе приведены данные о воспитательном значении игры (русские народные игры, компьютерные игры), их влиянии на развитие личности ребенка.

Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр — тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

К сожалению, многие игры забыты. Мы решили расспросить своих родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, рассказать о них другим детям, научиться играть самим и научить других и весело в них поиграть.

Тема «Во что играли наши бабушки и дедушки»

Цель исследования: Изучение и пропаганда национальной культуры.

Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.

Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.

Выяснить влияние игры на развитие ребёнка

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек и дедушек отличаются от современных. Но есть «бабушкины» игры, в которые играют и сейчас.

1. Подбор и изучение материала по теме.

2. Опрос в форме анкетирования бабушек и дедушек, мам и пап воспитанников детского сада.

3. Опрос в форме анкетирования воспитанников группы и детского сада.

Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети. Имеются игры со схожими идеями.

1. История возникновения народных игр

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 века). Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).

Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.

Известный русский исследователь народных игр 19 века отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.

2. Русские народные игры.

Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться — это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. Народные игры — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность русских народных игр — движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу). Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках — расстояние до города от кона или полукона, в лапте — количество игроков, длина и ширина площадки, в салках — условия осаливания и т. д.). Также может варьироваться и инвентарь (в «Лапте» — размеры биты, мяча, в «Жмурках» — размеры повязки, в «Чижике» — размеры чижика, биты или кона и т. д.). Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Ребенок – «существо играющее». Игра — это неотъемлемая часть его детства. Вот почему как взрослый человек обязан работать, так и ребенку необходимо играть.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, ставят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение — «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии — игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

3. Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребенка.

Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность — словом все, что составляет богатство человеческой личности. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка. Воспитатель должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство либо прекратить игру, если она вредно действует. К игре непосредственно примыкают и внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование и т. п. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра — работа, которую он выполняет с удовольствием, так что «может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы».

Читать еще:  Скачать музыкальные сказки для детского сада

Мы живем в XXI в. и нам никуда не деться от научно-технической революции. Компьютерные игры развивают у ребенка внимание, быстроту реакций, тренируют память. Чтобы играть в компьютерную игру, малышу необходима усидчивость. С помощью таких игр развивается логическое мышление, мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация. Выполняя все игровые задания, ребенок учится аналитически мыслить в нестандартной ситуации, классифицировать и обобщать понятия, стремится к достижению цели. С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры).

Игра влияет не только на развитие ребенка, но и на его взаимоотношения с родителем. Если родитель вместе с ребенком вовлечен в процесс игры, то он становится ему лучшим другом и ему можно доверить все свои тайны.

Безусловно, это все хорошо. Кроме того, дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чаще чувствуют себя более уверенными в современной жизни. Они легче адаптируются к разным ситуациям, быстрее обучаются пользоваться бытовыми приборами, им легче дается в будущем. Часто именно компьютерные развивающие игры помогает привлечь детей к чтению или решению задач. Тут они попадают в сказку, где действуют ловкие и сильные герои. Дальше малыш переживает «ситуацию успеха», после чего снова хочется играть.

Чтобы выяснить, во что играли наши бабушки, мы провели анкетирование. В анкетировании участвовало 26 человек (бабушки и дедушки). Выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта.

Народные игры — игры наших бабушек и дедушек

К Дню пожилого человека проведен ряд мероприятий, среди них и народные игры

Просмотр содержимого документа
«Народные игры — игры наших бабушек и дедушек»

«Народные игры – игры наших бабушек и дедушек»

Когда я задала вопрос бабушке, во что они играли в детстве, она назвала много игр. Оказывается, они играли в те же игры, в которые играла и я с друзьями. Играли в подвижные игры, догонялки, скакали на скакалках. А девочки играли куклами. Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. А зимой дети играли в снежки, строили крепости и катались с горки на деревянных санках. Но были и те игры, о которых я слышала в первый раз…

Игра «Цепи кованы»

Игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко…»

Игра «Деревянные лошадки». Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Они играли в подвижные игры: футбол, волейбол, догонялки, прыгали на скакалках и лошадках. Лошадкой служили деревянная палка и хворостинка.

«Дочки-матери» – в эти игры девочки играли. Кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. А еще куклы были с глиняной головой и мягким тряпичным туловищем.

Из больших огурцов делали ведерки для игр. Разрезали большие огурцы на две части, вынимали из них семена, делали веревочку вместо ручки и играли в земле. Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы «Лего» – это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки?
Моя бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Тряпичные куклы делали из ваты и лоскутков ткани, а соломенные – из соломы. Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из пакли, а глаза рисовали углем. А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской «посудки»тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там. В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую. А еще играли с куклами в детский сад и больницу. В детстве мои бабушки прыгали на скакалке, вырезали кукол из картона и наряжали их в разные наряды из цветной бумаги, играли в «дочки-матери», «больницу» и «магазин».

«Качели – карусели». Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. На этих качелях дети любили устраивать соревнования – кто быстрее и сильнее раскрутится на них. Иногда вместо карусели вбивали во дворе столб, прикрепляли на него веревки с петлями, и дети крутились вокруг столба до головокружения.

Была ещё такая забава – брали деревянное бревно, клали на него доску. Один вставал на один конец доски, другой прыгал. Нужно было подлететь как можно выше и приземлиться на ноги.

«Машинки». У дедушки была деревянная машина и кубики. И хотя игрушки не всегда были красивыми, дедушка с бабушкой их очень любили».

«Войнушка» (или в пиратов). Сами делали сабли из досок, бегали с палками, как с автоматами. Находили подходящие сучки и вырезали рогатки. Жгуты были дефицитом, поэтому использовали резинки от велосипедных камер.

«Чехарда». Когда я задал вопрос дедушке с бабушкой, во что они играли в детстве, было названо много игр, в которые играем и мы сейчас: скакалка, снежки, футбол, прятки, ляпы. Но были и те игры, о которых я слышал в первый раз. Игра «Чехарда» – где прыгают через спину товарища. Мы с папой попробовали. Было очень весело!

Игра «Городки». Это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил. Дедушка любил играть в «Городки», он был чемпион двора.

Игры с песком. Летом моя бабушка, когда была маленькая, вместе с подружками ходили к озеру и строили из песка крепости, домики, лепили разные фигурки. Для своих кукол готовили из песка угощения.

«Концерт». Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой устраивала домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали.

Игры в слова. А вот интересно: какие игры были у бабушки и дедушки? Оказывается, такие же как и у нас! «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон» или «Глухие телефончики». Я люблю играть в разные игры. С папой мы играем в машинки, собираем модели из конструктора; с бабушкой играем в слова, загадываем друг другу загадки.

«Съедобное-несъедобное» . Играющие встают в круг и начинают перекидывать друг другу мяч, называя при этом различные предметы: съедобные и несъедобные. Если игрок кинул мяч и сказал, например, «яблоко», то другой должен поймать мяч. Если же был назван несъедобный предмет, например, «дом», то мяч нужно отбивать. Игрок, поймавший «несъедобный» мяч или отбивший съедобный, выбывает из игры. Побеждает игрок, продержавшийся дольше всех.

«Чёрное и белое не носить! Да и нет не говорить!». По словам бабушки, это старинная русская игра, ее любили все: в нее играли наши бабушки и прабабушки. Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке Кого-нибудь — по жребию или по считалке — выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные — отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал! На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только не произносить слова: черное, белое, да, нет. Кто оговорился, даёт вожаку фант — какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и тому подобное. Эти фанты потом надо будет выкупать.

Итак, игра началась! Вожак обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и называет условия игры: «Вам бабушка для бала прислала сто рублей. Велела вам черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить. Вы поедете на бал?» Цель ведущего — сбить игрока с толку и заставить нарушить условия. Цель игрока — продержаться как можно дольше. Одежда, средства передвижения, стены, картины, ковры, — все, о чем рассказывается, не должно содержать черных или белых деталей. Ведущий сознательно должен формулировать вопросы так, чтобы было трудно уклониться от ответа «да» или «нет» или избежать слов «черное» – «белое». Он задает вопросы всем игрокам по очереди, но может вести разговор одновременно с двумя играющими. Неопытные игроки очень легко ловятся:

— Вы поедете на бал?

— Вы, конечно же, будете там улыбаться?

— Нет, не буду! (запретное слово произнесено)

Затем водящий по очереди подходит к другим участникам, произносит четверостишие и задает вопросы. Так он обойдёт всех.

Одни не собьются ни разу, другие сбиваются быстро. Кто собьётся, тот даёт фант. Выигрывает тот, кто отдал меньше всего фантов. А после игры начинается выкуп фантов. Одному из участников игры накрывают голову платком так, чтобы он фантов не видел, и водящий, поднимая чей-то фант над его головой, спрашивает:

— Что этому фанту сделать?

Пожелания могут быть шуточными:

— Этому фанту надо. проскакать на одной ноге вокруг стола. Этому фанту громко прокукарекать…. этому фанту спеть любимую песню.

Я предложила сыграть в эту игру своим подругам. Оказывается, игра, действительно, забавная! И не только забавная! Это думательно-словесная игра, которая, как мне кажется, развивает в игроках интеллект и память.

«Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям.

«Кольцо-колечко» – это тоже игра из бабушкиного детства. Все рядком сидели на лавочке, сложив ладони перед собой лодочкой. Водящий обходил всех, точно так же сложив ладони, только у него в них был спрятан маленький предмет – колечко или ещё что-нибудь. Этот предмет тайно клали в «лодочку» одного из сидящих. Потом водящий отходил и говорил: «Кольцо-колечко, выйди на крылечко!» Другие должны были догадаться, кому положили колечко, и не дать ему встать. Тот, кому удавалось встать со скамейки, становился водящим.

Читать еще:  Детская сценка про

«Жмурки». В детстве мои бабушка и дедушка играли во множество игр, но я хочу рассказать про их любимые игры. У бабушки была любимая игра «Жмурки» и играли в нее так: одной из девочек завязывали глаза, крутили три раза, потом все разбегались в разные стороны, и та девочка должна была поймать одно из играющих. Если она угадывала по имени пойманного, то он становился «водящим».

«Кошки-мышки». А у дедушки любимой игрой была «Кошки-мышки». Все играющие вставали в один большой круг. Выбирали «кошку» и «мышку». «Кошка» находилась за кругом, а «мышка» внутри круга. «Кошка» должна была ухитриться и попасть в круг поймать «мышку», а тот кто впустил «кошку» становился «водящим».

Игры на свежем воздухе. Во время детства моих бабушек и дедушек ребята играли в лапту. Биты, конечно, делали сами.

Бабушка играла со своими подружками в «Ручеек», «Ляпы», «Прятки».

А ещё играли в «Цепи кованные», «Классики», «Лапту», «Пароль», «Казаки-разбойники», «Прыгалки» и многие другие интересные игры.

А зимой катались с горки на деревянных самодельных санках, играли в снежки, строили крепости и катались с горки.

«Вышибалы». На игровом поле стояли вышибалы (водящие), их задача – выбить мячом игроков с поля. Мяч подавался поочередно от одного вышибалы к другому, выбитые игроки уходили с поля, пока не были выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы могла быть поймана «свечка», что означало либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.

«Классики» – на асфальте мелом расчерчивается квадрат, разбитый на «классы» (т. е. квадраты), которые нумеруются от 1 до 10. Задача играющих пропрыгать на одной ноге (или двух, в зависимости от порядка) по «классам» начиная с первого и до конца, ни разу не сбившись.

«Змейка». Выбирают вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению за вожаком. Во время бега двое поднимают высоко соединенные руки, чтоб вожак пробрался под ними – образуется выемка. И попавшему в эту выемку необходимо тот час же обернуться, чтоб цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, образуется ряд выемок, получается форма змейки.

«Камушки». Это когда нужно по очереди поднять все камушки, находящиеся на земле, не уронив ни одного.

В «Светофор» играли так: на площадке чертили две линии на расстоянии 5-6 м друг от друга. Игроки стояли за одной линией, водящий стоял между линиями примерно посередине, спиной к играющим. Водящий называл какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствовал в одежде, они беспрепятственно проходили за другую линию. Если такого цвета в одежде не было, то водящий «осаливал» перебегающего игрока. «Осаленный» становился водящим.

«Тише едешь — дальше будешь». Водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». На слово «стоп» все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту.

Зимние развлечения. Я хочу рассказать, как моя бабушка в детстве развлекалась зимой. Жила она на старой Гальянке по улице Доменной. Основное развлечение детей зимой было катание с горок. Но ближе к весне, когда снег становился липким, ребята любили играть в снежки и лепить снежную бабу. Дети катали большие круглые комки из снега и ставили друг на друга. Верхний из трёх шаров украшали морковкой, заменяющей нос, а вместо глаз вставляли угольки. На голову снежной бабе одевали ведро. Снеговики украшали почти все дворы.

«Краски». Участники игры выбирают продавца и двух покупателей. Остальные игроки придумывают себе цвет и тихо называют его продавцу. После этого продавец приглашаетодного из покупателей. Покупатель стучит в дверь:
– Тук, тук!

Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то забирает её себе. Приходит второй покупатель, и разговор с продавцом повторяется. Так покупатели по очереди подходят и выбирают краски. Выигрывает покупатель, купивший больше красок. Он становится продавцом.

У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.

Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек.

Евгения Водопьянова
Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек.

Цель: Формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей. Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

Задачи: Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку. Развивать физические (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психические (воля, целеустремленность, самоконтроль) качества. Способствовать сплочению детей в коллективе. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.

Оборудование и материалы: колокольчик, платки или шарфы по количеству игроков, наперсток,

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово

Кто не любит игры? Их любят все и дети, и взрослые, которые когда-то тоже были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы, меняются их названия и правила. В последнее время, к сожалению, традиции игры утрачиваются, но на смену им приходят новые – виртуальные.

Мальчишки и девчонки, я приглашаю вас окунуться в детство своих бабушек и дедушек. Открыть для себя необыкновенный мир игр, в которые играли наши бабушки и дедушки. Познакомиться с играми которые стали народными.

2. Основная часть

«Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы «Лего» – это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки?

Бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Тряпичные куклы делали из ваты и лоскутков ткани, а соломенные – из соломы. Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из пакли, а глаза рисовали углем.А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской посудки тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там.

В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.

А вот интересно: какие игры были у бабушки и дедушки? Оказывается, такие же как и у нас! «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон» или «Глухие телефончики», «Дочки-матери» – в эти игры мы играли с вами на улице и в группе. А ещё играли в «Цепи кованные», «Классики», «Лапту», «Пароль» («Казаки-разбойники», «Прыгалки» и многие другие интересные игры. Но есть и такие игры с которыми мы с вами не знакомы или игры в которые мы с вами не играем так как мы про них забыли. Поэтому я предлагаю вам вспомнить правила этих игр и немного поиграть со мной в них.

Практически все игры начинались с «кричалок» или «зазывалок». Когда на улице раздавались громкие «кричалки», все дети сбегались на улицу или на полянку поиграть в любимую игру. Ну что поиграем?

Кто будет играть в интересную игру?

А в какую — не скажу!

А потом не примем, за уши поднимем.

Уши будут красные, до того прекрасные.

Тай-тай, налетай, в интересную игру.

Всех принимаем и не обижаем.

А кто опоздает — в небо улетает.

Очень весёлая и интересна тем, что одному игроку «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком.Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.

Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Дети ставят по кругу свою обувь (на одну пару обуви меньше чем игроков). Все игроки движутся по кругу.После произнесенных слов: «Ты, Михасик, не зевай! Лапоточки обувай! Раз, два, три», останавливаются и каждый игрок старается обуть обувь. Игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Эта игра могла встречаться и по-другому, например, «Мама, ниточку распутай». Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески «запутаться», при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен распутать «путаницу».

Играть может любое количество человек. Выбирают ведущего. У него мяч. Все располагаются вокруг него или просто на лавочках. Ведущий загадывает слово.Например: «Это фрукт на «а» начинается, на «с» заканчивается». Можно загадывать фильмы, имена и т. д. Усложнять задания в зависимости от возрастной группы. Кто-то быстро называет ответ. Ведущий бросает мяч о землю,кричит: «хали-хало» и убегает. Человек, который угадал слово, должен поймать мяч и, поймав, сказать «стоп» ведущему. Затем, сделав пять шагов, он бросает мяч в ведущего. Если попал, начинает водить сам, если нет, водящий остается.

«Дедушка Мазай»

Выбирают водящего — «дедушку Мазая», остальные — «зайцы». «Дедушка Мазай» находится на одной стороне площадки на скамейке, у стены, у дерева и т. п. Это его «дом». «Зайцы» размещаются на противоположной стороне площадки в своем «доме», ограниченном чертой. Там они сговариваются по поводу того, что будут представлять перед «дедушкой Мазаем», (например, «собирать грибы в лесу», «купаться», изображать оркестр). Затем идут к «дедушке Мазаю»и хором говорят: «Здравствуй, дедушка МазайТот отвечает: «Здравствуйте, зайчатки! Где вы были, что делали?»Все хором отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!» И начинают движениями и мимикой изображать задуманное. «Дедушка Мазай» старается отгадать, что они показывают, и сообщает (громко) об этом. Если отгадает,то все кричат: «Да!» — и убегают к себе в «дом». «Дедушка» ловит их. Если не угадает,все кричат: «Нет!» — и продолжают изображать задуманное. Когда «дедушка» угадает, все кричать «Правильно!» — и убегают к себе. Кого «дедушка» поймает, тот идет к нему в «дом». Играют 2-3 раза, после чего выбирают нового «дедушку». И так несколько раз. В заключение отмечаются ни разу не попавшиеся «зайцы».

Читать еще:  Игры на новый год в детском саду

3. Заключительное слово

Вот и подошёл к концу наш праздник игр. Давайте будем беречь традиции русского народа, преумножать и передавать их из поколения в поколение. Узнавайте у своих бабушек и дедушек, в какие игры играли они? И мы с вами будем играть в эти игры. И может когда-нибудь ваши дети, внуки спросят «Дедушка или бабушка, а в какие вы играли игры в своем детстве?.»

Я считаю, цели, поставленные в начале мероприятия, были достигнуты. Дети познакомились с различными народными играми. Народные игры интересны современным мальчишкам и девчонкам. Народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дают положительные результаты, исполняют своё главное назначение – доставляют детям удовольствие и радость. Рекомендую использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.

Цветы для наших мам и бабушек Для создания эффективной поделки своими руками возможно превратить в оригинальный и красивый сувенир или открытку любую деталь, оказавшуюся.

«Бабушек и дедушек поздравить мы спешим». Досуг для детей младшего дошкольного возраста, посвящённый Дню бабушек и дедушек АНО «Мир детства» детский сад №1342 филиал «Солнышко» Досуг, посвящённый дню Бабушек и дедушек для детей младшего дошкольного возраста.

Физкультурное развлечение «Традиции наших бабушек» Задачи: — продолжать знакомить детей с праздником Пасхи; — развивать умение выполнять упражнения с гимнастическими палками; — закрепить.

Фотоотчет «Любимое занятие наших мам и бабушек» Каждый человек имеет в жизни самое ценное — это семья. В каждой семье есть свои традиции и обычаи, а так же увлекаются творческой деятельностью.

НОД занятие в форме игры «Звездный час» по теме «Путешествие в прошлое башкирского народа» Тема непосредственно-организованной образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое башкирского народа» 25.04.2012г. /подготовительная.

Подготовка и праздник наших мам и бабушек! Вот и закончились февральские выходные. Осталось большое удовлетворение от проведенного утренника для наших пап. И мы с большим вдохновением.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Игры наших дедушек и бабушек» Цель: Воспитание здорового образа жизни. Задачи: 1. Воспитывать чувство спортивного азарта, проявлять чувство товарищества, развитие положительных.

Утренник для наших мам и бабушек! Фотоотчет С первым солнечным лучом постучался праздник в дом, и от радости сосульки зазвенели за окном! Весна опять стучится в двери, весна повсюду:.

Выставка руками наших мам и бабушек В нашем детском саду в старшей группе «Непоседы», педагогами Ветчинкиной Н. М. и Опариной М. Ю. была организована выставка под названием «Выставка.

Выставка «Золотые руки наших мам и бабушек» Идет подготовка к празднику 8 марта. Все мы знаем, как это хлопотно и ответственно. Нам всегда хочется создать хорошее настроение мамам.

Детские игры наших бабушек и дедушек

Игры наших бабушек и дедушек

Есть игры, которым и очень солидный возраст не мешает быть «своими» у всех поколений, даже если последние «выбирают пепси». Секрет их обаяния в простоте и умении наладить живое общение в любой детской компании. А ведь это самое главное! В них играли наши мамы и бабушки, играли мы, а теперь давайте вспомним их вместе со своими детьми

Грибы, ягоды беру.

(Варианты: Медведь не спит

или: Медведь простыл,

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, «медведь» их ловит. Первый пойманный становится «медведем».

Младшим дошкольникам можно предложить сыграть в «Колечко». Выбирается водящий. Все, кроме него, садятся в ряд. Водящий зажимает между соединенными ладонями колечко (его можно заменить любым мелким предметом — пуговицей, монеткой). Остальные также соединяют ладони «лодочкой» и держат их перед собой. Проходя мимо всех играющих, водящий проводит руками между ладонями каждого игрока, передавая одному из них колечко, причем старается сделать это как можно более незаметно. Пройдя весь ряд и отдав одному из игроков колечко, водящий отходит и произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». При этом игрок, получивший колечко, должен выбежать к водящему, а остальные пытаются его удержать. Если игроку удается выбежать, то водящим становится он, если нет — все повторяется снова с тем же водящим.

Еще одна игра — «Дед Мазай ». Водящий («Дед Мазай») отходит в сторону или выходит из комнаты, остальные договариваются о том, что они будут изображать. Когда водящий возвращается, происходит следующий диалог:

  • Дед Мазай, вылезай!
  • Здравствуйте, ребятки! Где выбыли ? Что вы делали ?
  • Где мы были, мы не скажем,а что делали — покажем.

Дети показывают, что они делали, а водящий должен это действие отгадать.

Для тренировки внимания подходит игра «Да и нет». Начинается она со слов водящего:

«Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите. «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить (варианты: не надевать, не покупать). Вы поедете на бал?».

Водящий поочередно задает вопросы игрокам, провоцируя их нарушить правила. Задача игроков — ответить на вопросы водящего, не употребляя при этом слов да, нет, черное и белое. Игра может быть самостоятельной, а может использоваться для сбора фантов. Проигравший либо выбывает, либо отдает свой фант.

Другая игра, обычно предшествующая игре в фанты, — «СА ДОВНИК». Каждый из игроков называется каким-либо цветком. Водящий («Садовник») говорит следующие слова:

Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме.

И называет любой цветок из тех, что выбрали для себя игроки. «Цветок» отвечает:

— В . (Называет любой другой из выбранных цветов или«Садовника».)

Тот, кого назвали, также отзывается:

Игрок, который вовремя не отозвался или назвал отсутствующий цветок, отдает фант (или выбывает, если в «Садовника» играют как в самостоятельную игру).

«Фанты». Игра начинается со сбора фантов. Фантом может стать любой небольшой предмет (брелок, украшение, галстук, записка с именем игрока) — главное, чтобы была возможность безошибочно определить его владельца. Можно просто кинуть по одному фанту в общую шапку, а можно сбор фантов превратить в увлекательную игру, два варианта кото­рой приведены выше.

Далее выбираются двое водящих. Один из них встает спиной к участникам игры, а второй поочередно достает фанты и показывает их всем, кроме первого водящего, каждый раз спрашивая у него: « Что сделать этому фанту ?». Первый водящий должен дать каждому фанту задание (спеть, сплясать, попрыгать 10 раз на одной ножке, упасть отжаться, позвонить в дверь соседям и угостить их конфетами, прокукарекать из-под стола — список ограничен лишь фантазией игрока).

Когда все задания розданы, начинается самая веселая часть игры — каждый из участников должен выполнить то, что назначено его фанту. Другой вариант: задания выполняются по мере их раздачи, после вытаскивания каждого фанта.

Еще одна игра, которая очень нравится дошкольникам и младшим школьникам, — «Путани ца». Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески «запутаться», при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен распутать «путаницу», постаравшись не вывихнуть и не переломать конечности игрокам.

Любителям прятать и искать предметы можно посоветовать поиграть в «ХОЛОДНО — ГОРЯЧО». Водящий выходит из комнаты. Дети прячут известный ему предмет. Задача водящего — найти этот предмет, пользуясь указания ми игроков: «Холодно», «Теплее», «Жарко», «Холоднее», «Мороз» (в зависимости от близости водящего к искомому предмету и темперамента подсказывающих).

«Испорченный теле фон». Игроки усаживаются в ряд. Водящий шепотом говорит какое-нибудь слово на ухо первому игроку. Тот (также шепотом, желательно быстро) должен передать то, что услышал, второму и так далее, по цепочке. Последний произносит вслух то, что дошло до него. Как правило, результат разительно отличается от исходного слова. Для выбора нового ведущего возможны два варианта. Либо каждый, начиная с последнего игрока, говорит, что он услышал от соседа, и водящим становится тот, кто первым исказил первоначальное слово. Либо водящий садится в ряд последним, а первый становится водящим.

Многие дети любят игры с хлопками. Предложите им сыграть в «Летел лебедь». Ребята становятся в круг, правая ладонь каждого игрока кладется на левую ладонь соседа справа. На ударный слог считалочки по кругу нужно хлопать по ладони соседа слева. Считалочка может быть, например, такая:

Тот, чья очередь хлопать, называет число (лучше заранее договориться называть числа в пределах 10 или 20). Начиная со следующего игрока, считаем участников по кругу. Игрок, стоящий за последним из «пересчитанных», должен успеть отдернуть ладонь, прежде чем

тот по ней хлопнет. Проигравший выбывает.

Происходит стремительная сме на поколений, интересов, увлечений — мы и сами порой не поспеваем за вре менем. Но в наших силах помочь сво им детям сохранить радость обще ния и то волшебство игры, ощутить которое можно только в детстве. Пусть появление ватаги ребятишек не приводит родителей в панику, и тогда дни рождения и другие празд ники перестанут сопровождаться мучительными раздумьями на тему: чем бы еще занять ску чающую детвору.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector